Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучитель XVII
ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный,
угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель
православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он
беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил,
вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в
Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при
патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних
справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны; людьми действительно
учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою
причиною возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей
старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись
противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать,
но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе
Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до
Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого
похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в
разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и А.
возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были
временем большого личного торжества А.; сам царь выказывал к нему необыкновенное
расположение. Вскоре однако убедились, что А. не личный враг Никона, а противник
господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не
"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго. Вскоре
он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-х конечный
крест, исправление символа веры, трехперстное сложение, партесное пение,
отвергать возможность спасении по новоисправленным богослужебным книгам и послал
даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления
иосифовских обрядов. В 1664 г. А. сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года,
продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев,
разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя
"рабом и посланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666
г. А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе,
собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенск. соборе за
обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему архиеpеям. И после этого не
отказывались еще от мысли переубедить А., расстрижение которого было встречено
большим неудовольствием и в народе и во многих боярских домах и даже при дворе,
где у ходатайствовавшей за А. царицы было в день расстрижения его "великое
нестроение" с царем. Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост.
патриархов в Чудове м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это
время казнили. А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему
даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде в
земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая
грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю Федору
Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха
Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они были сожжены в
Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют иконы его. В сфере раскола
А. действовал не только примером непреклонности убеждения; он - и один из
наиболее выдающихся расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в
том числе и автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для
истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к отрицанию
никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской блудней, т.е. с
латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три сущности или существа, что
и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте
"аввакумовщины", которой на самом деле не было, так как взгляды А. на св. Троицу
не были приняты раскольниками. |