Авгуры. Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии,
пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей знанием с
помощью авгурий или ауспиций, т.е. наблюдений над полетом и криком птиц, над
падением молнии и по другим признакам, отгадывать волю богов и предсказывать
исход того или другого предприятия. Ауспиции подразделялись на такие, которые
непосредственно при известных церемониях и в известных формулах испрашивались у
божества, и на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою
волю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они могли остановить
народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения,
объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В частности ауспиции разделялись на 5
классов: 1) небесные явления, как гром и молния; при этом обращалось внимание на
место возникновения молнии - если на лево от наблюдателя, обращенного лицом к
югу, то предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то -
неблагоприятным ; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или другой
исход дел направлением своего полета, другие - своим криком или пением. К
последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к первым - один вид
соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с девой стороны, а воронь - с правой -
возвещали удачу; 3) клевание или неклевание зерен птицами. Первое возвещало
счастье, второе - несчастье. Этот род гадания особенно практиковался на войне,
вследствие чего войско сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме
этих трех ауспиций были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по
каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так напр.,
всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если кто-нибудь из
присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное, и в мирное время не
предпринималось ничего важного без предварительного испрашивания ауспиций. Даже
в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах уже
значительно пошатнулась, и магистраты, которые заведывали этими гаданиями,
смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили
важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и
вследствие этого и коллегии А., обладавшая этим знанием, пользовалась большим
уважением. Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры
при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась главным
образом в том, что они для наблюдения примет должны были очертить "templum",
т.е. узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и
другое более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Авгур
своим жезлом (lituus) мысленно проводил две лиши (одну по направлению с севера
на юг - cardo, - а другую, перерезывающую первую, с востока на запад -
decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя
прямыми линиями в виде прямоугольника. Лишь после этих предварительных действий,
магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к востоку
или югу, мог приступить к ауспициям. В Риме для правильных и периодических
ауспиций существовали постоянные templa, как напр., на Капитолии, на Форуме и на
Марсовом поле для комиций. Заседания сената, происходившие в закрытых
помещениях, держались, именно, в таких зданиях которые были приспособлены для
ауспиций. С этою же целью и большинство храмов было воздвигнуто на таких templa
и поэтому могли служить и для заседания сената. См. Нисен, "Das Templum" (Берд.,
1869); Момзен, "Das rom. Staatsrecht" (т. 1, Лейпц., 1871). |