Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христ.
церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г. Первоначальным своим
образованием он обязан своей матери - христианке Монике, умной, благородной и
благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось
отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым светским образом и,
живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался
вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения
"Horlensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте Манихеев,
которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не
пришел в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической
философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало
пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан,
чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему
епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в
связи с чтением посланий ап. Павла, произвело радикальную перемену в его образе
мыслей и жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3
мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия.
После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество
и почти совершенно раздав его бедным. некоторое время провел в строгом уединении
главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера,
занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти
беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух и направлено не
только Африканской, но и всей Западной церкви. Его полемика против ариан,
присциллиан и, в особенности, против донатистов и др. еретических сект, наглядно
доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая
сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных
сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую
сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка
учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной
благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность
человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается
также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве
монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро
разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430 г., во время первой осады последними
Гиппона. Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти
их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки Сарацин,
выкуплены Лиутпрандом, королем Лонгобардов и погребены в Павии в церкви св.
Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются
там подле памятника А., воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц.
епископами. Сочинения Августина, автобиографического, полемического и
гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689 -
1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700 - 3) и в последнее время Бенедиктинцами
(11 т., Пар., 1835 - 40). Замечательнейшие из этих соч.: "De civitate Dei libri
XXII" изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 - 51) и Домбартом (2-е изд., 12 т.,
Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826) и "Confessiones"
автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823) Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и
Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876), в переводе Греннингера (4 изд.,
Мюнстер, 1859), Зильберга (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878).
Кроме того, заслуживают упоминания его "Meaitationes" и "Soliloduia" (изд.
Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchiridion" или "Manuale" (изд. Крабингера, Тюб.,
1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в Bibliothek der Kirchenvater"
(т. 1 - 8, Кемпт., 1869). Недавно в библиотеке Грейфевальда были найдены два до
сих пор еще неизданных небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione
malorum in bonos viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus".
По-русски существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4
томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском Чтении" и
"Воскресном Чтении". Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т.,
Аахен, 1840); Биндеман, "Der heilige А." (Берл., 1844); Пужула, "Vie de St.
Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
Дорнор, "Aug., sein theol. System und seine religionspbilos. Anscbauung" (Берл.,
1873). |