Аверроэс, собств. Ибн-Рошд (Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет Ибн Мохаммед Ибн
Рошд), - самый знаменитый арабский философ, родился в 1126 (520 Геджры) в
Кордове, в Испании, где отец его занимал должность главного судьи и муфтия. Он
обучался у знаменитейших ученых своего века и был в самых дружеских отношениях с
теософом Ибн-эль-Араби и известными учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор
(Avenzoar). Благодаря своим талантам и познаниям, достиг при альмогадийском
султане Юссуфе (1163 - 84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко,
то в Севилье или Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А. находился
вначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен в
несоблюдении учения Корана, и попав поэтому у Альманзура в немилость, был смещен
с должностей и жил в изгнании в Елизене или Люцене близ Кордовы. Через несколько
дет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, А. был опять
призван ко двору в Марокко и осыпан доказательствами благосклонности; но вскоре
после этого он умер 12 дек. 1198 г. в Марокко. А. перевел (с сирийского) и
объяснил сочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя не заметить в
его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских
взглядов, положенных в основание комментариев Аммония, Фемистия и др. Против
арабских ортодоксов, особенно Альгацали, он выступал всегда как
рационалистический защитник философии. Большинство его произведений (Венец.,
1489) осталось только в латинском переводе. Его комментарии Аристотеля появились
на латинском языке в общем издании произведений Аристотеля (11 т., Венец.,
1560). Он написал также нечто вроде медицинской системы, которое под названием
"Colliget" (искаженное арабское "Куллийят" т.е. общее, система) было переведено
на латинский яз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и 1514). Многие
его произведения переведены в на еврейский язык. В христианской церкви философия
А. получила должное значение уже в XIII столетии, хотя его пантеистическое
учение о единстве действия Мирового принципа, схоластиками было отвергнуто как
заблуждение, так же, как и астрология, названная аверроизмом. Кроме того А.
заслужил себе известность и как астроном, своими наблюдениями над солнечными
пятнами. Ср. Ренан "A. et l'Averroisme" (Пар., 1852; 2 изд., 1861); Г. Риттер
"Geschichte der Philosophic" (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио "Studii sopra
Averroe" (Флор., 1875). Самую существенную услугу в деле ознакомления с
философскими сочинениями А. оказал М. и. Мюллер, который предпринял издание
арабских текстов "Философии и теологии А." (Мюнх., 1859), прекрасный перевод
которых был после смерти Мюллера издан Баварской Академией (Мюнх., 1875). |